Социально-психологическая служба

Социально-психологическая служба

 

 

 

Концептуальная основа деятельности СПС  

·        Деятельность СПС базируется на общечеловеческих этических нормах, принципах гуманизации, открытости, индивидуализации и дифференциации обучения, ориентации на субъект-субъектное взаимодействие всех участников образовательного процесса.

 

·        Концептуальной основой деятельности СПС является Педагогика сотрудничества и Педагогика успеха.

 

Основные принципы работы:

- развитие личности за счет ее собственной активности,

 - непрерывность сопровождения.

- комплексный подход.

Направления модернизации службы социально-психологического сопровождения

·        Определение единого алгоритма получения услуги социально-психологического сопровождения.

 

·        Регламентация деятельности специалистов социально-психологического сопровождения.

 

·        Стандартизация коррекционно-развивающих программ.

 

·        Разработка и внедрение вариативных инновационных форм СПС сопровождения.

Цели социально-психологической службы образовательного учреждения

·         Содействовать созданию социально- психологических условий для успешного обучения, интеллектуального, нравственного развития и самосовершенствования личности обучающихся, профессионального становления, разностороннего творческого развития, эмоционально-психологического благополучия и успешной социализации в современных условиях.

 

·        Способствовать созданию благоприятного психологического климата, безопасной образовательной среды, гарантирующей охрану и укрепление физического, психического, и социального здоровья, создании социальной ситуации развития для всех участников учебно- воспитательного процесса.

Задачи социально-психологической службы образовательного учреждения

 

·        Мониторинг возможностей и способностей, обучающихся школы, выявление и поддержка одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья, детей и семей группы риска.

 

·        Организация системы взаимодействия специалистов (педагога-психолога, социального педагога) по разработке коррекционных и развивающих программ, направленных на содействие полноценному развитию детей на каждом возрастном этапе.

 

·        Обеспечение индивидуального подхода к развитию детей, имеющих трудности в обучении и развитии, на основе их социально-психологического и логопедического изучения.

 

·        Осуществление деятельности ППк.

 

·        Формирование и развитие информационно-методического и диагностического комплекса СПС.

 

·        Организация информационной поддержки учащихся, родителей, педагогов по основным направлениям деятельности СПС.

Задачи социально-педагогического сопровождения образовательного процесса

·         Осуществление профилактической работы для предупреждения негативных проявлений среди обучающихся и сохранения их здоровья, социально- психологическое сопровождение учебно-воспитательного процесса, оказание помощи детям и родителям в адаптации к условиям школьной жизни.

 

·        Выявление и поддержка детей, подростков и семей, нуждающихся в социально-педагогической защите.

 

·        Осуществление социальной опеки, защиты прав и интересов несовершеннолетних, находящихся в трудных жизненных ситуациях; в т.ч. приоритетного права ребенка на жизнь и воспитание в семье.

 

·        Обеспечение связи школы с медицинскими, образовательными, культурными, спортивными, правовыми учреждениями, заинтересованными общественными организациями.

 

·         Участвовать в формировании основных психолого-педагогических условий, способствующих нормальному психическому развитию и сохранению здоровья всех обучающихся и воспитанников.

 

·         Добиваться максимальной реализации в работе педагогического коллектива возрастных возможностей и резервов развития каждого ученика, воспитанника.

 

·         Систематически отслеживать психолого-педагогический статус ребенка и динамику его психологического развития в процессе дошкольного развития и школьного обучения для оказания помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии и обучении.

 

 

Новые задачи психолого-педагогического сопровождения ФГОС

·        Участие в обеспечении уровня подготовки обучающихся, воспитанников (формирование универсальных учебных действий: коммуникативных, личностных, регулятивных и познавательных).

 

·        Анализ достижения и подтверждения обучающимися уровней развития и образования .

 

·        Оценка эффективности образовательной деятельности педагогических работников и педагогического коллектива с учетом развития личности обучающихся.

 

·        Помощь обучающимся в социальной адаптации, профориентации и получении профессии через формирование у них способности к самопознанию, саморазвитию и самоопределению.

 

 

Формы работы СПС

Специалисты используют как традиционные формы работы:

 

·        беседы, дискуссии, встречи в клубах по интересам, ролевые игры, конкурсы, КВН, викторины, круглые столы, трудовые десанты, рейды, проектно-исследовательскую и экспериментальную деятельность.

 

·        организационно- деятельностные игры, тренинги, психологические и благотворительные акции, флешмобы, в которых принимают активное участие и дети, и педагоги, и родители.

 

 

Направления работы СПС школы:

Социально-психолого- педагогическая профилактика

·        Предупреждение возможных неблагоприятных отклонений в физическом, психическом и личностном развитии учащихся, неблагополучий в детско- подростковой среде в условиях образовательного процесса.

 

·         Предупреждение явлений дезадаптации обучающихся, фактов асоциального поведения.

 

 Просвещение

·         содействие формированию социально-психолого-педагогической компетентности всех субъектов образовательного процесса в закономерностях развития, обучения и воспитания детей, культуры здорового и безопасного образа жизни.

Социальная, психологическая, диагностика

·         проведение исследований в целях выявление причин трудностей в обучении, развитии, социальной адаптации обучающихся; выявление реальной и потенциальной групп риска.

 

Консультирование

·        консультирование всех участников образовательного процесса для своевременного предупреждения возможных нарушений в развитии, обучении, становлении личности, формировании искаженных взаимоотношений, девиантного поведения обучающихся.

 

Коррекционная работа

·        проведение индивидуальной и групповой коррекционно- развивающей, реабилитационной работы с обучающимися, их родителями (законными представителями), педагогами, воспитателями.

 

Основа деятельности социально-психолого-педагогического сопровождения на уровне ОО – психолого-педагогический консилиум

·         Осуществление поддержки и содействия обучающимся, воспитанникам по медицинским, логопедическим и психолого–педагогическим проблемам.

 

·        Проведение комплексного психолого-логопедического обследования детей в целях своевременного выявления особенностей в физическом или психическом развитии, или отклонений в поведении детей.

 

·        Подготовка рекомендаций по обучению и воспитанию детей, а также подтверждение, уточнение или изменение ранее данных рекомендаций.

 

·        Направление в коррекционно-развивающие, логопедические группы на базе комплекса.

 

·        Взаимодействие с лечебными учреждениями, осуществляющими диспансерное наблюдение детей.

 

·        Взаимодействие с Центральной ПМПК.

 

Приказ "О создании в учреждении социально-психологической службы  на 2018-2019 учебный год"

 

 

План работы социально – педагогической службы на 2018 – 2019 учебный год

 

 

ПОЛОЖЕНИЕ  о социально-психологической службе МБОУ СОШ № 20 г. Минеральные Воды 

 

 

 

О кадровом составе социально-психологических служб

 

№ п/п

Наименование образовательной организации

Количество чел.

 

 

Психологи  (кол. чел.)

Социальные педагоги (кол. чел.)

Логопеды (кол. чел.)

Дефектологи (кол. чел.)

Др. специалисты (кол. чел.)

 

МБОУ СОШ №20

г. Минеральные Воды

4

 

2

1

0

0

1

 

 

 

О кадровом составе ПМПк

 

№ п/п

Наименование образовательной организации

Количество чел.

 

 

Психологи  (кол. чел.)

Социальные педагоги (кол. чел.)

Логопеды (кол. чел.)

Дефектологи (кол. чел.)

Др. специалисты (кол. чел.)

 

МБОУ СОШ №20

г. Минеральные Воды

7

 

2

1

0

0

4

  •  

    «Ребёнок и компьютер. Друзья или враги?»

     

    «Ребёнок и компьютер. Друзья или враги?»

    «Мирный атом в каждый дом» – этот лозунг сегодня трансформировался в «современные компьютерные технологии в каждый дом». Компьютер перестал быть предметом роскоши, а стал для многих предметом первой необходимости. Но не всегда мирным.»- так начинается одна статья о компьютерной и интернет-зависимости, ранее неведомой нам проблеме, которая, по прогнозам специалистов, станет «чумой 21 века». До последнего времени проблемы компьютерной и интернет-зависимости волновали главным образом западное общество, но сейчас эти темы становятся актуальными и для нашей страны. Что же это за новые формы зависимости, в чем заключается связанная с ними опасность? Давайте попробуем разобраться. Совсем недавно детей мы ругали за то, что они могут часами сидеть перед экраном телевизора и смотреть одну передачу за другой. Сейчас ситуация несколько изменилась — телевизору пришлось потесниться и уступить часть занимаемого им пространства компьютеру. Причём компьютер оказался в значительно более выгодном положении. Он, в отличие от телевизора, лишь отвлекающего ребёнка от приготовления уроков, предоставляет практически неограниченные возможности для решения учебных задач. Это одна из спорных сторон использования новой техники, но появилась и вторая, вызывающая опасение за жизнь и здоровье ребёнка. Сталкиваясь с этой стороной, ребёнок куда-то «уходит» от Вас и возникает страх, что оттуда он не вернётся или вернётся совсем другим, и Вы его не узнаете. Компьютер из друга превращается во врага номер один.

    Дети и подростки проводят за ним больше времени, чем в школе. Продолжительность их общения с родителями сводится к нулю. Интернет оказался на пути у родителей - мешает обеим сторонам укреплять взаимные привязанности, участвовать в совместной трудовой и игровой деятельности. Отнимая время, виртуальный мир препятствует живому общению между людьми. Сокращается число групповых, подвижных игр на открытом воздухе, совместной деятельности по конструированию воображаемых детских миров. Сам же способ получения информации из Интернета не требует особых усилий, предоставляя возможность пассивного переживания подаваемого материала. Привычка расширять кругозор за счёт одного клика мыши - препятствие выработки навыка активного чтения, целенаправленного поиска необходимых книг, пособий, руководств, справочников, то есть самообразование. Уменьшается число детей и подростков, увлекающихся коллекционированием, самодеятельностью, спортом, моделированием и другими формами приобщения к активной общественной жизни. Снижаются возможности воспитания всех необходимых человеку качеств: воли, настойчивости, упорства, инициативности и т.д.

    Большую опасность Интернет – страницы таят в своём содержании. В отличие от взрослых, как правило, сочетающих интерес к происходящему в компьютере с домашними делами, ребёнок полностью поглощен происходящим, он стремится стать главным героем виртуального мира, страдает и радуется, терпит поражение и старается победить вместе с ним. Чем меньше ребёнок, тем меньше он понимает реальность. Не чувствует отдалённость в пространстве, глубже переживает происходящее. В конечном итоге эти переживания оставляют серьёзный след в душе ребёнка, они не только нарушают его сон, делают пугливым, раздражительным, но и создают почву для более серьёзных нервных расстройств. В наше время дети и подростки знакомы с названиями таких сетевых игр, как, как: World of War craft, Counter Strike, GTA, DOOM, Sims больше, чем с названиями и авторами детской литературы. Они пытаются подражать героям игр, нападают на сверстников и взрослых, стремятся достать оружие, разыгрывают сцены насилия и совершают так называемые «акты возмездия». Опасность этого подражания усугубляется тем, что школьники не способны соразмерять свои намерения с возможными результатами. Нередко во время реального общения одни дети наносят непоправимый вред здоровью других. Агрессивное поведение особенно усиливается у детей в подростковый период с невысокими умственными способностями, чувствующих свою незащищенность, подвергающиеся постоянным ограничениям, плохо приспособленных, тревожных либо отвергаемых своими сверстниками. Конечно же, развитие Интернета к возможности взаимодействия "человек-компьютер" добавило возможность коммуникации "человек-компьютер-человек". Сеть стала посредником с особыми свойствами, а в сетевой виртуальной реальности возникли "виртуальные сообщества", - миры, сформированных Интернет-общением и обладающие специфическими психологическими свойствами. Существуют различные способы виртуального общения:

    • E-MAIL почта; 

    • ICQ;

    • IRC чаты; 

    •  Форумы;

    • Сайты: «В контакте» и «одноклассники»;

    • 3D и голосовые чаты.

     

    И теперь несколько слов о каждом из них:

    ? E-MAIL почта - Электронная почта вполне сравнима с обычной почтой, за исключением того, что электронное письмо приходит сразу после отправки.

    ? ICQ - ("I Seek You" - "Я тебя ищу" или просто «аська») - это программа, позволяющая общаться со своими друзьями в on-line в реальном времени. Пользуясь ICQ, можно включить Invisible Mode и общаться только с теми, кого хочешь здесь видеть. А функция ignore тут безотказно работает против любых приставал.

    ? IRC чаты - "Если Internet называют "хаосом, который,тем не менее, работает", то IRC - это хаос в миниатюре." Edward Crol.

    ? "IRC" означает "Internet Relay Chat" и представляет из себя систему, которая позволяет вести диалог с другими пользователями Internet на специальных "каналах" или лично. Каналы можно сравнить с комнатами - вы "заходите" на канал и после любая ваша фраза может быть услышана всеми, кто находится на том же канале - вне зависимости от того, что один ваш собеседник живет в Австралии, а другой - в Южной Африке. При необходимости вы можете общаться лично – только с тем, с кем желаете – в private. По сравнению с обычным разговором, IRC имеет ряд особенностей: собеседники не видят и не слышат друг друга, т.е. не воспринимают ни интонацию, ни внешность. Каждый из участников имеет nick. Выбор своего "ника" - это заявка на анонимность (если он «никакой»), либо важная часть своего виртуального образа. В этих Интернет-мирах многие подростки создают себе так называемые "виртуальные личности", описывая себя определенным образом, наделяя именем, псевдонимом. Одновременно с конструированием собственной виртуальной личности человек создает образ собеседника, который почти всегда не соответствует действительности, т.к. недостающую информацию он просто домысливает, ориентируясь на собственные ожидания. При переходе от виртуальных контактов к реальным, бывшие виртуальные собеседники, как правило, испытывают удивление или разочарование от несоответствия их представлений и реальной личности. Это ещё один из негативных факторов влияния Интернет – общения. Так почему же наши дети так легко поддаются соблазнам Интернет-общения и компьютерных игрушек?

    Причины возникновения компьютерной зависимости:

     

    1.Самая первая и самая главная — отсутствие навыков самоконтроля у ребёнка. Такой человек не умеет себя контролировать, ограничивать, «тормозить», он делает не думая, не может наметить перспективу, определить результат своего действия, «просчитать» ситуацию.                                                                                                                             

    2.Ребёнок не приучен к труду, к умению видеть работу и выполнять её. Такой человек не ощущает потребности трудиться во имя близких, выражая этим свою любовь и заботу о них.                                                                                                                              

     3.Ребёнка не приучили к сотрудничеству, он не научен советоваться, а значит слушать и самое главное — слышать советы и рекомендации. Такая «глухота» начинается в подростковом возрасте, и взрослые вдруг оказываются совершенно беспомощными, так как видят перед собой как будто совсем другого ребёнка — непослушного, словно оглохшего, не воспринимающего родителей.                                                         

     4.Незнание взрослыми правил психогигиены взаимодействия с компьютером, пользы и вреда от него, невежество взрослых. Ребёнок, лишённый родительского внимания, удовлетворяет потребность в тепле и общении, взаимодействуя с компьютером. Взрослеющий подросток сталкивается с трудностями, свойственными взрослой жизни. Не умея справиться с ними самостоятельно, не находя поддержки взрослых, ребёнок уходит в виртуальный мир. Если подросток не находит удовольствия и радости в обычной жизни, то придумывает «свой мир», в котором для достижения счастья не надо тратить душевные силы.                                                                                                                                              

    5.Стиль воспитания в семье построен на давлении, указаниях, воспитании ведомой личности, которая в результате все равно не умеет подчиняться и слушаться. Родители в общении с ребёнком не осознают его взросления, не изменяют стиль общения, не выходят на диалог, согласованные действия. Ребёнку в семье некомфортно, так как комната — его личное пространство — устроена не по его вкусу, не выражает его личностных установок и мироощущения. Неуверенность в себе ребёнка, низкая самооценка, зависимость от мнения окружающих.                                                                                               

    6.Замкнутость ребенка. Малообщительный ребёнок, попавший (в силу индивидуальных особенностей или обстоятельств) в коммуникативный вакуум, не принимаемый сверстниками, также подвержен риску компьютерной зависимости. Дефицит эмоциональной поддержки со стороны значимых взрослых. Сильный рефлекс подражания, уход в нереальность вслед за «застрявшим» товарищем.                     

    7.Отсутствие контроля со стороны родителей, бесконтрольность личного времени, неумение самостоятельно организовать свой досуг.                                                                            

     8.Чрезмерное увлечение компьютером, весьма вероятно, является индикатором состояния ребёнка, который не находит себя в реальном мире и потому погружается в мир виртуальный. Взрослые не всегда оказываются в состоянии заметить переживания ребенка, происходящие с ним изменения. За внешним благополучием подростка, никоим образом не демонстрирующего свои комплексы и недовольство, могут скрываться серьёзные переживания по поводу собственной несостоятельности и неполноценности. В случае выраженной компьютерной зависимости эти переживания обнажаются и становятся заметными. Подросток ищет себя, свое место в жизни и, не найдя адекватного своим возможностям и желаниям, уходит в нереальный мир. Он сигнализирует взрослым о наличии неблагополучия и как бы ищет с их стороны понимания и поддержки. Понятно, что неприятие взрослым интересов подростка обижает его, тем самым, отдаляя, их друг от друга.

    Что делать, чтобы ребёнок не стал зависимым от компьютера?                                   

        1.Познакомьте его с временными нормами (для детей 7-12 лет — 30 минут в день, но не ежедневно; 12-14-летние могут проводить 1 час в день; от 14 до 17 лет — 1,5 часа).                            

    2.Контролируйте разнообразную занятость ребёнка (кружки, широкие интересы). Прежде всего, следует привести образ жизни ребёнка к некоему балансу. В ней должно быть что-то интересное помимо Интернета и компьютерных игр. Уместным здесь будет обращение к спорту, туризму, занятиям музыкой, художественной фотографией... Психологи не встречали ребенка, увлеченного, например, спортом, который был бы при этом зависим от компьютерных игр. Компьютер дает пищу для ума, но не дает проживания момента. Дети, зависимые от компьютера, видят в нем способ своей реализации - реализации силы, власти, возможности контролировать. Возникает вопрос к родителям: как они создали такую атмосферу, что ребенок чувствует свое бессилие и нереализованность?                                                     

    3.Приобщайте к домашним обязанностям.                                                                                     

     4.Культивируйте семейное чтение.                                                                                                  

    5.Ежедневно общайтесь с ребёнком, будьте в курсе возникающих у него проблем, конфликтов.                                                                                                                                                    

     6.Контролируйте круг общения, приглашайте друзей ребёнка в дом. Знайте место, где ребёнок проводит свободное время. Учите правилам общения, расширяйте кругозор ребёнка.                                                                                                                                                               

    7.Научите способам снятия эмоционального напряжения, выхода из стрессовых состояний.                                                                                                                                                        

    8.Осуществляйте цензуру компьютерных игр и программ. Не разрешайте выходить в Интернет бесконтрольно.                                                                                                                                   

    9.Играйте в настольные и другие игры, приобщайте к играм своего детства. Старайтесь не говорить с ребёнком часто об отрицательных явлениях жизни, вырабатывайте устойчивое отношение к злу, активное противостояние тому, что несёт в себе энергию разрушения, уничтожения, деградации личности.                                                                                                         

    10.Не забывайте, что родители — образец для подражания, поэтому сами не нарушайте правила, которые устанавливаете для ребёнка (с учётом своих норм). Проанализируйте, не являетесь ли Вы сами зависимыми? Курение, алкоголь, телевизор? Ваше освобождение — лучший рецепт для профилактики зависимости у Вашего ребёнка. Надо хорошо понимать те чувства, которые испытывает ребёнок во время увлечённой игры на компьютере. Игра дает ребёнку те эмоции, которые не всегда дает ему жизнь. Это широчайший спектр — от положительных эмоций до отрицательных: восторг, удовольствие, увлеченность, досада, гнев, раздражение. И все это можно испытать, не вставая с места. Есть и другой важный аспект: ребенок в игре получает власть над миром. Компьютерная мышка — аналог волшебной палочки, благодаря которой, практически не прикладывая усилий, ты становишься властелином мира. У ребёнка создается иллюзия овладения этим миром. Проиграв, он может переиграть, вернуться назад, что-то переделать, заново прожить неудавшийся кусок жизни. Это особенно захватывает детей, которые болезненно ощущают свою неуспешность, детей, которым в силу тех или иных причин не удается идти в жизни по пути «радостного взросления». Но в реальной жизни по мановению волшебной палочки проблемы не решаются.

    Что делать, если Вы подозреваете у ребёнка компьютерную зависимость?

     1.Не идите путём насилия, не вводите строгих запретов и ограничений. Не делайте ничего быстро и резко, так как если ребёнок серьёзно «завис», то резкое отлучение его от «компьютерного наркотика» может привести к кардинальным поступкам (самоубийству или его попыткам уходу из дому и пр.).

    2.Настройтесь спокойно преодолевать болезненное состояние. Не действуйте «на авось», пользуйтесь проверенными рецептами с учётом индивидуальной ситуации и личностных особенностей Вашего ребёнка.

     3.Попробуйте выйти на диалог. Расскажите о пользе и вреде, которые можно получить от компьютера.

    4.Поговорите о свободе, праве выбора, их границах и ответственности за право принимать решения.

    5.Установите небольшое ограничение режима пребывания в виртуальном пространстве. Проследите реакцию на новые условия и, самое главное, их выполнение. Проверьте, сложно ли ребёнку выдерживать новые временные рамки. В случае если сокращать время постепенно удается, то идите путём до установления нормы. 6.Если ребёнок обещает, но не выполняет, так как его зависимость сильнее его самого, необходимо обратиться к специалисту. Для начала — к психологу. Специалист определит, какова степень зависимого состояния и есть ли у него возможности справиться с проблемой.

    7.Если психолог порекомендует обратиться к психиатру, значит зависимость приобрела максимальную форму и захватила личность ребёнка, частично изменив его сознание. Обязательно найдите специалиста, имеющего опыт решения проблем компьютерной зависимости. И последнее… Технический прогресс не стоит на месте, и современные дети легко обращаются с новой техникой и также легко эта новая техника затягивает их в свой мир. Задача взрослых не позволить этому виртуальному миру заманить детей и сделать из них бездушных, безвольных, одиноких и равнодушных людей. Возьмите ребёнка за руку и покажите ему всю красоту, привлекательность, загадочность и непредсказуемость окружающего мира.

     

     

     

     

     

     

     

     

Дата последнего обновления страницы 10.08.2023
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения