·Деятельность СПС базируется на общечеловеческих этических нормах, принципах гуманизации, открытости, индивидуализации и дифференциации обучения, ориентации на субъект-субъектное взаимодействие всех участников образовательного процесса.
·Концептуальной основой деятельности СПС является Педагогика сотрудничества и Педагогика успеха.
Основные принципы работы:
- развитие личности за счет ее собственной активности,
- непрерывность сопровождения.
- комплексный подход.
Направления модернизации службы социально-психологического сопровождения
·Определение единого алгоритма получения услуги социально-психологического сопровождения.
·Регламентация деятельности специалистов социально-психологического сопровождения.
·Разработка и внедрение вариативных инновационных форм СПС сопровождения.
Цели социально-психологической службы образовательного учреждения
·Содействовать созданию социально- психологических условий для успешного обучения, интеллектуального, нравственного развития и самосовершенствования личности обучающихся, профессионального становления, разностороннего творческого развития, эмоционально-психологического благополучия и успешной социализации в современных условиях.
·Способствовать созданию благоприятного психологического климата, безопасной образовательной среды, гарантирующей охрану и укрепление физического, психического, и социального здоровья, создании социальной ситуации развития для всех участников учебно- воспитательного процесса.
Задачи социально-психологической службы образовательного учреждения
·Мониторинг возможностей и способностей, обучающихся школы, выявление и поддержка одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья, детей и семей группы риска.
·Организация системы взаимодействия специалистов (педагога-психолога, социального педагога) по разработке коррекционных и развивающих программ, направленных на содействие полноценному развитию детей на каждом возрастном этапе.
·Обеспечение индивидуального подхода к развитию детей, имеющих трудности в обучении и развитии, на основе их социально-психологического и логопедического изучения.
·Осуществление деятельности ППк.
·Формирование и развитие информационно-методического и диагностического комплекса СПС.
·Организация информационной поддержки учащихся, родителей, педагогов по основным направлениям деятельности СПС.
Задачи социально-педагогического сопровождения образовательного процесса
·Осуществление профилактической работы для предупреждения негативных проявлений среди обучающихся и сохранения их здоровья, социально- психологическое сопровождение учебно-воспитательного процесса, оказание помощи детям и родителям в адаптации к условиям школьной жизни.
·Выявление и поддержка детей, подростков и семей, нуждающихся в социально-педагогической защите.
·Осуществление социальной опеки, защиты прав и интересов несовершеннолетних, находящихся в трудных жизненных ситуациях; в т.ч. приоритетного права ребенка на жизнь и воспитание в семье.
·Обеспечение связи школы с медицинскими, образовательными, культурными, спортивными, правовыми учреждениями, заинтересованными общественными организациями.
·Участвовать в формировании основных психолого-педагогических условий, способствующих нормальному психическому развитию и сохранению здоровья всех обучающихся и воспитанников.
·Добиваться максимальной реализации в работе педагогического коллектива возрастных возможностей и резервов развития каждого ученика, воспитанника.
·Систематически отслеживать психолого-педагогический статус ребенка и динамику его психологического развития в процессе дошкольного развития и школьного обучения для оказания помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии и обучении.
Новые задачи психолого-педагогического сопровождения ФГОС
·Участие в обеспечении уровня подготовки обучающихся, воспитанников (формирование универсальных учебных действий: коммуникативных, личностных, регулятивных и познавательных).
·Анализ достижения и подтверждения обучающимися уровней развития и образования .
·Оценка эффективности образовательной деятельности педагогических работников и педагогического коллектива с учетом развития личности обучающихся.
·Помощь обучающимся в социальной адаптации, профориентации и получении профессии через формирование у них способности к самопознанию, саморазвитию и самоопределению.
Формы работы СПС
Специалисты используют как традиционные формы работы:
·беседы, дискуссии, встречи в клубах по интересам, ролевые игры, конкурсы, КВН, викторины, круглые столы, трудовые десанты, рейды, проектно-исследовательскую и экспериментальную деятельность.
·организационно- деятельностные игры, тренинги, психологические и благотворительные акции, флешмобы, в которых принимают активное участие и дети, и педагоги, и родители.
Направления работы СПС школы:
Социально-психолого- педагогическая профилактика
·Предупреждение возможных неблагоприятных отклонений в физическом, психическом и личностном развитии учащихся, неблагополучий в детско- подростковой среде в условиях образовательного процесса.
·содействие формированию социально-психолого-педагогической компетентности всех субъектов образовательного процесса в закономерностях развития, обучения и воспитания детей, культуры здорового и безопасного образа жизни.
Социальная, психологическая, диагностика
·проведение исследований в целях выявление причин трудностей в обучении, развитии, социальной адаптации обучающихся; выявление реальной и потенциальной групп риска.
Консультирование
·консультирование всех участников образовательного процесса для своевременного предупреждения возможных нарушений в развитии, обучении, становлении личности, формировании искаженных взаимоотношений, девиантного поведения обучающихся.
Коррекционная работа
·проведение индивидуальной и групповой коррекционно- развивающей, реабилитационной работы с обучающимися, их родителями (законными представителями), педагогами, воспитателями.
Основа деятельности социально-психолого-педагогического сопровождения на уровне ОО – психолого-педагогический консилиум
·Осуществление поддержки и содействия обучающимся, воспитанникам по медицинским, логопедическим и психолого–педагогическим проблемам.
·Проведение комплексного психолого-логопедического обследования детей в целях своевременного выявления особенностей в физическом или психическом развитии, или отклонений в поведении детей.
·Подготовка рекомендаций по обучению и воспитанию детей, а также подтверждение, уточнение или изменение ранее данных рекомендаций.
·Направление в коррекционно-развивающие, логопедические группы на базе комплекса.
·Взаимодействие с лечебными учреждениями, осуществляющими диспансерное наблюдение детей.
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГТОВКА К ОГЭ и ЕГЭ, ПОЗВОЛЯЮЩАЯ БОЛЕЕ ЭФФЕКТИВНО ПОДГОТОВИТЬСЯ К СДАЧЕ ЭКЗАМЕНОВ
Как помочь детям подготовиться к экзаменам
Уважаемые родители!
Нередко нервозность нагнетают родители выпускников своими рассуждениями о ненужности и неправильности ГИА и ЕГЭ.
Первый совет для родителей - раз уж экзамен неизбежен, постарайтесь не накручивать ребёнка и не нагнетайте ситуацию. Именно родители могут помочь своему взрослому ребенку наиболее эффективно распорядиться временем и силами при подготовке к выпускным вступительным испытаниям. Помощь взрослых очень важна для учащегося, поскольку ему, кроме всего прочего необходима еще и психологическая готовность к ситуации сдачи экзаменов. Согласитесь, что каждый, кто сдает экзамены, независимо от их результата, постигает самую важную в жизни науку – умение не сдаваться в трудной ситуации, а провалившись – вдохнуть полной грудью и идти дальше.
Самое главное в ходе подготовки к экзаменам - это снизить напряжение и тревожность ребенка, а так же обеспечить подходящие условия для занятий.
Подбадривайте детей, хвалите их за то, что они делают хорошо. Повышайте их уверенность в себе, так как чем больше ребенок боится неудачи, тем более вероятность допущения ошибок.
Не повышайте тревожность ребенка накануне экзаменов - это может отрицательно сказаться на результате экзамена. Ребенку всегда передается волнение родителей, и если взрослые в ответственный момент могут справиться со своими эмоциями, то ребенок, в силу возрастных особенностей может эмоционально "сорваться". -Наблюдайте за самочувствием ребенка. Никто, кроме Вас, не сможет вовремя заметить и предотвратить ухудшение состояния ребенка, связанное с переутомлением, стрессом. Первый шаг на пути избавления вашего ребенка от стресса состоит в том, чтобы научиться распознавать определенные признаки, сообщающие о том, что он испытывает стресс.
Контролируйте режим подготовки ребенка, не допускайте перегрузок, объясните ему, что он обязательно должен чередовать занятия с отдыхом. Оптимальный режим занятий – 40 минут, 10 минут перерыв. В перерыве лучше заняться не умственной, а физической деятельностью: помыть посуду, громко спеть свою любимую песню, потанцевать, слепить из газеты свое настроение, порисовать. В зависимости от того, кто Ваш ребенок – «жаворонок» или «сова», пусть занимается преимущественно утром или вечером.
Днем можно (и нужно) заниматься и «совам», и «жаворонкам».
Обеспечьте дома удобное место для занятий, проследите, чтобы никто из домашних не мешал. Хорошо бы ввести в интерьер для занятий желтые и фиолетовые цвета, поскольку они повышают интеллектуальную активность – достаточно повесить на стену картину, сшить покрывало или подушки, или просто развесить над столом листы цветной бумаги.
Обратите внимание на питание ребенка: во время интенсивного умственного напряжения ему необходима питательная и разнообразная пища, сбалансированный комплекс витаминов. Такие продукты, как рыба, творог, орехи, курага стимулируют работу головного мозга.
Помогите детям распределить темы подготовки по дням.
Ознакомьте ребенка с методикой подготовки к экзаменам. Не имеет смысла зазубривать весь фактический материал, достаточно просмотреть ключевые моменты и уловить смысл и логику материала. Очень полезно делать краткие схематические выписки и таблицы, упорядочивая изучаемый материал по плану. Если он этого не умеет, покажите ему, как это делается на практике. Основные формулы и определения можно выписать на листочках и повесить над письменным столом, над кроватью и т.д.
Позаботьтесь о том, чтобы у ребенка для подготовки были различные варианты тестовых заданий по предмету (сейчас существует множество различных сборников тестовых заданий). Большое значение имеет тренировка ребенка именно в форме тестирования, ведь эта форма отличается от привычных ему письменных и устных экзаменов.
Заранее во время тренировки по тестовым заданиям приучайте ребенка ориентироваться во времени и уметь его распределять. Тогда у ребенка будет навык умения концентрироваться на протяжении всего тестирования, придаст ему спокойствие и снимет излишнюю тревожность. Накануне экзамена (пробного экзамена) обеспечьте ребенку полноценный отдых, он должен отдохнуть и как следует выспаться.
Посоветуйте детям во время экзамена (пробного экзамена) обратить внимание на следующее:
1. пробежать глазами весь тест, чтобы увидеть, какого типа задания в нем содержатся, это поможет настроиться на работу;
2. внимательно прочитать вопрос до конца и понять его смысл (характерная ошибка во время тестирования - не дочитав до конца, по первым словам учащиеся уже предполагают, ответ и торопятся его вписать);
3. если не знаешь ответа на вопрос или не уверен, пропусти его и отметь, чтобы потом к нему вернуться;
4. если не смог в течение отведенного времени ответить на вопрос, есть смысл положиться на свою интуицию и указать наиболее вероятный вариант ответа.
Не тревожьтесь о количестве баллов, которые ребенок получит на экзамене, не критикуйте ребенка после экзамена. Внушайте ребенку мысль, что количество баллов не является совершенным измерением его возможностей.
Признаки стресса:
·физические: хроническая усталость, слабость, нарушение сна (сонливость или бессонница), холодные руки или ноги, повышенная потливость или выраженная сухость кожи, сухость во рту или в горле, аллергические реакции, речевые затруднения (заикания и пр.), резкая прибавка или потеря в весе, боли различного характера (в голове, груди, животе, шее, спине и т.д.).
·эмоциональные: беспокойство, сниженный фон настроения, частые слезы, ночные кошмары, безразличие к окружающим, близким, к собственной судьбе, повышенная возбудимость, необычная агрессивность, раздражительность, нервозность по пустяковым поводам.
·поведенческие: ослабление памяти, нарушение концентрации внимания, невозможность сосредоточиться, неспособность к принятию решений, потеря интереса к своему внешнему виду, навязчивые движения (кручение волос, кусание ногтей, притопывание ногой, постукивание пальцами и пр.), пронзительный нервный смех, постоянное откладывание дел на завтра, изменение пищевых привычек (голодание или избыточный прием пищи), злоупотребление лекарствами, употребление алкоголя, курение.